Дополнительные условия в ДОУ для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Доступность образовательных услуг для инвалидов и детей с ОВЗ

В МБДОУ детский сад № 46 «Первоцвет» г. Ставрополя в настоящее время 2 ребенка — инвалида, детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — 37 человек. Дети — инвалиды и дети с ОВЗ (дети с тяжелым нарушением речи) активно участвуют в образовательном процессе.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16.01. 2002 года № 03-51-5ин/23 -03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» регулирует коррекционно – образовательную работу специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающимися в логопедической помощи. В группах компенсирующей направленности для данной категории детей специалистами дошкольной организации разработана и реализуется адаптированная программа, приоритетными направлениями которой являются речевое развитие, социально — личностное, эмоционально – нравственное, физическое и моторно – двигательное, познавательное и коммуникативное развитие. Педагоги ориентируются на те же требования к планируемым результатам освоения Программы, что и при работе с детьми групп общеразвивающей направленности. В случае невозможности комплексного освоения воспитанниками с ОВЗ программы из-за тяжести нарушений развития, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, результаты освоения основной образовательной программы определяются педагогами с акцентом на социальную адаптацию и социальное развитие воспитанников.

Содержание образовательного процесса в организациях определяется образовательной программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возрастом, структурой дефекта, уровнем психофизического состояния). Модель педагогического процесса в группах компенсирующей направленности представляет собой 3 взаимосвязанных и взаимодополняющих блока:

  • Блок специально организованного обучения в форме занятий, совместной деятельности воспитателя с детьми;
  • Блок самостоятельной деятельности детей;
  • Блок взаимодействия родителей с детьми.

Такая структуризация педагогического процесса позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность специалистов (учителя – логопеда, музыкальных руководителей, педагога – психолога, воспитателя по физической культуре) воспитателей и подчинить их работу общей цели и задачам.

Целью коррекционной работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

На текущий момент разработаны нормативные документы, описывающие процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в дошкольной организации. Создана модель управления инклюзивным образованием в ДОУ. В соответствии с нею развитием этого направления деятельности занимаются все службы дошкольной организации. Дети — инвалиды и дети с ОВЗ активно участвуют в творческих и культурно-оздоровительных мероприятиях. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, прошли переподготовку, направленную на овладение методикой обучения детей с ОВЗ.

 

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Материально – технические условия в ДОУ обеспечивают возможность достижения всеми воспитанниками дошкольной организации установленных требований ФГОС ДО:

— соблюдаются санитарно – гигиенические нормы образовательного процесса в рамках требований к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно – тепловому режиму; пожарной и электробезопасности.

 

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о наличии оборудованных групповых помещениях

В учреждении оборудовано 12 групповых помещений: для проведения занятий, обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований государственного стандарта.

В группах созданы различные Центры активности: центр литературы; спортивный, игровой, центр творчества и познания. Большую роль с детьми инвалидами и детьми ОВЗ играет искусство. Педагоги выделяют в группах место центру искусства, большое внимание уделяя изобразительному и декоративно – прикладному искусству. Все материалы игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создавать условия для общения со сверстниками.

 

Объекты спорта

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В ДОУ оборудован физкультурный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием для детей дошкольного возраста, в котором проводятся занятия по физической культуре, физкультурные досуги, праздники и развлечения, дополнительные занятия – спортивные кружки «Школа мяча», «Аэробика на степ – платформах». Общая площадь физкультурного зала – 49.30 кв.м. Освещенность — естественная 3-х окон, искусственная 6 люминесцентных светильников. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают физиологическим особенностям детей, их возрасту.

 

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет учителя-логопеда

В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми 2 кабинета учителя – логопеда, общей площадью — 13.10 кв.м. (каждый кабинет).

В кабинете учителя-логопеда проводится диагностическое обследование речевого развития детей дошкольного возраста; подгрупповые и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Оснащение кабинета:

-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;

-зеркала для индивидуальной работы;

-шкафы для хранения пособий и документации;

-столы и стулья для детей;

-рабочий стол и стул учителя-логопеда

Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

б) картотека (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию;

в) пособия и материалы на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);

г) по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза).

Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия по музыке, музыкальные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь музыкального зала 63.20 кв.м. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, современная музыкально-методическая литература и дидактические игры (по всем возрастам).

 

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

— печатные (детская литература для чтения, хрестоматии, рабочие тетради по фэмп, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы. В ДОУ разработана модель использования ИКТ в образовательном процессе, включающая применение в работе педагога интернет — ресурсов, развивающих программ «Игры для Тигра» (логопедическая помощь); Правила дорожной безопасности; «Игры для детского сада – 2»; мультимедийные презентации.

-аудиовизуальные (слайд-фильмы, образовательные видеофильмы).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, коврофоны).

-демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели).

— спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).

Библиотека

Отдельного помещения для библиотеки нет. Методическая, детская, энциклопедическая литература и литература региональной направленности, периодическая печать находится в методическом кабинете в специальных шкафах.

Методический кабинет

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Методический кабинет учреждения укомплектован печатными образовательными ресурсами по всем разделам базисного учебного плана, имеет фонд дополнительной литературы, включающий детскую и научно – познавательную литературу, справочно – библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения.

Средства обучения и воспитания сгруппированы следующим образом:

— методическая литература;

-наглядно-методические пособия;

-дидактические пособия;

-наглядно-дидактические пособия;

-наглядные пособия.

Кабинет педагога-психолога

В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции и развитию психомоторных функций у детей; коррекции эмоциональной сферы; развитие познавательной сферы; формирование высших психических процессов; развитие коммуникативной деятельности, организуется консультативная помощь для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение площадью 11.30 кв.м. Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на втором этаже в доступном и удобном месте. Это дает возможность оперативно обращаться к педагогу — психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.

Для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления у педагога — психолога имеется разнообразный дидактический счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

 

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ детский сад № 46 «Первоцвет» г. Ставрополя имеет два стоящих здания из 2 этажей, площадью 1970,9 кв. м., 1970 года постройки. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для инвалидов или мобильных групп приобретены съемные поручни, выделено место для приема инвалида в холле дошкольной организации. Входная дверь имеет предупредительный знак «Желтый круг» для слабовидящих людей, дверной проем для инвалида расширен, у входной двери имеется кнопка и звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и видеонаблюдением. У входа в дошкольную организацию представлена информация, необходимая для обеспечения беспрепятственного доступа в ДОУ инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха – текстовая надпись информации — знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

 

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Помещение пищеблока дошкольной организации оснащено всем необходимым технологическим оборудованием для приготовления пищи, хранения и обработки продуктов, мытья и обработки посуды. В ДОУ организовано 4 –х разовое питание. Разработано 10 – дневное перспективное меню (в зависимости от сезона: осеннее – зимнего или весеннее – летнего), разработанным на основе физиологических потребностей детского организма в пищевых веществах и норм питания. Рацион дневного питания определяется наличием имеющихся на данный момент продуктов (на основе составленного меню) и норм питания в ДОУ на 1 человека в день. Меню составляется на основании технологических карт с подробным расчетом калорийности блюда в соответствии с требованиями СанПин — 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» , утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

 

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется медицинский блок, состоящий из кабинета врача, процедурного кабинета и изолятор. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с детской поликлиникой №1, в рамках которого организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры). За дошкольной организацией прикреплен врач – педиатр и медсестра. 2 раза в неделю врач- педиатр находится в дошкольной организации.

В ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум дошкольной организации. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого — медико — педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ПМПк тесно сотрудничает с Городской ПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ГПМПК.

В дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
  • Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Общее число компьютеров – 11;
  • Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети «Интернет» — 6 точек;
  • Локальная сеть обеспечена высокоскоростным интернетом с выделенной линией. Оказание данных услуг осуществляется провайдером ООО «ККС»;
  • Переносной компьютер (ноутбук) -1;
  • Мультимедийный проектор;
  • Количество компьютеров, используемых в образовательной деятельности -4;
  • Интерактивная доска для выполнения развивающих заданий и просмотра обучающих слайд — презентаций;
  • Разработан и действует сайт МБДОУ детский сад № 46 «Первоцвет» г. Ставрополя — www.dspervocvet.ru.
  • Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  • Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • мультимедийная интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
  • мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
  • музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
  • магнитофоны (в каждой возрастной группе)

Дети — инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

 

О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии
  • Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.